Статьи
Техника Komatsu на рубеже поколений
01.03.2022

Техника Komatsu на рубеже поколений

  Что значит для владельцев смена линейки производителя.

Некоторые владельцы техники Komatsu удивляются, почему компания не спешит выводить
на рынок новые модели и обновлять линейку. Отвечаем: это осознанная стратегия
производителя. Бренд Komatsu ориентирован на долгосрочную прибыль владельцев техники.
Поэтому там, где другие производители делают ставку на быстрое внедрение инноваций,
Komatsu опирается на глубинный анализ потребностей всей аудитории, а не отдельного
сегмента. Такой подход напрямую влияет на КТГ продукции, поэтому у производителей,
которые ведут агрессивную маркетинговую политику, техника простаивает чаще, требует
больше вложений в обслуживание, а значит, окупается медленнее, чем техника от Komatsu —
компании, которая делает ставку на тщательность работы и стремится защитить вложения
потребителей.

Репутационные потери от непродуманных, но привлекательных нововведений могут быть
слишком высоки, поэтому Komatsu взвешенно выводит на рынок новые технологические
решения. Обновления моделей на рынке СНГ много лет готовились и тестировались в
различных условиях, отдельные новые модели постепенно заменяли прежние в линейках.
Сейчас, в 2019 году, завершается процесс смены поколений техники Komatsu. Теперь все
модели каждого типа машин получили единую архитектуру: общий подход к балансу
производительности и экономичности, общую компонентную базу, общие системы
управления, единый подход к сервисному обслуживанию. Предлагаем разобраться, что это
означает для владельцев машин и для тех, кто их обслуживает и управляет ими.

Если посмотреть каталоги Komatsu последних лет, то можно заметить, что в них постепенно
меняются индексы, которые обозначают серию техники. У фронтальных погрузчиков
полностью обновлена линейка техники с 3-й серии на серию 6. Среди строительных
экскаваторов 7-й серии остался только PC400. Среди бульдозеров среднего класса все
меньше 12-х, а в тяжелой линейке — машин с индексом 5.
LOKO5084_pp.jpg

Что отличает технику нового поколения: экскаваторы серии 8, средние бульдозеры 16-й
серии и тяжелые AX-6 и A-6, погрузчики 6-й серии?

Экономичность, но без потери мощности (по сравнению с моделями предыдущих серий).
На технике установлены новые двигатели со значительно большим давлением впрыска.
Усиливается давление — увеличивается качество распыла, а значит, тратится меньше
топлива. Стоимость топлива растет с каждым годом, и для компаний-эксплуатантов баланс
топливной эффективности и производительности является определяющим фактором выбора
техники.

Появился посредник между действиями оператора и реакцией двигателя — электронный
контроллер. Среди прочих факторов это означает, что машина сама подсказывает оператору
оптимальный режим работы в конкретной ситуации. Это также повышает
производительность и снижает роль человеческого фактора в расчете стоимости кубометра в
час.

Современный подход к управлению техникой и обучению персонала.
На системах предыдущих поколений операторам требовались годы на отработку всех
возможных ситуаций, чтобы правильные реакции на них стали рефлексами. Сейчас акцент
чуть иной: научить оператора правильно реагировать на сигналы самой машины. Появились
контроллеры, системы распознавания нагрузки и автовыбора режимов — так техника

становится более точной в своих реакциях на рабочую ситуацию и в реакциях на отклик
машиниста и поэтому дает гораздо меньше возможностей для ошибки. Это новый
технологический уровень, иной подход к работе. Сама машина становится интеллектуальной
— больше, чем просто рабочим инструментом.

Комфорт работы.
Komatsu уделяет этому аспекту особое внимание, ставя знак равенства между комфортом
оператора и его безопасностью. За счет улучшенной эргономики кабины, кресла и органов
управления, сниженной вибрации от двигателя и лучшей звукоизоляции оператор меньше
устает и дольше сохраняет концентрацию. Вот пример разницы поколений техники: у
фронтальных погрузчиков Komatsu 3-й и 6-й серий уровень звукового давления в кабине
отличается в два раза: 80 против 74 дБ (логарифмический масштаб).

Новый подход к обслуживанию и ремонту.
Современная техника требует иного отношения к обслуживанию, чем привыкли многие
владельцы. Наверное, это самый спорный момент, но подождите с выводами. Действительно,
современные узлы и агрегаты техники более сложно устроены, чем прежние их версии.
Одновременно проще стали диагностика и предупредительные ремонты. Широкое
применение в технике электронных компонентов делает поведение машины, ее
обслуживание, диагностику и ремонт более предсказуемыми. Все данные от агрегатов
машины фиксируются, систематизируются и подаются внимательному пользователю в
удобном для понимания виде. Сервисному инженеру, чтобы понять суть неисправности и ее
причину, порой не нужно физически приезжать к машине, разбирать ее, опрашивать
операторов — достаточно изучить отчеты системы мониторинга KOMTRAX (начиная с
версии Step-3). Это сокращает срок реагирования на неисправность, а значит, и время
простоя техники. Причем данные мониторинга доступны не только дистрибьютору, но и
самим владельцам и механикам компании. Главное — понять подход, как задействовать
возможности своей техники Komatsu с максимальной пользой. Сам ремонт требует большей
квалификации механиков и лучшего технического оснащения. Но первое — это еще вопрос
борьбы за уровень коллектива предприятия, а второе — вопрос цены владения техникой,
который каждый владелец решает индивидуально. Доверить сложный ремонт сервисным
инженерам дистрибьютора с современным оборудованием и этим минимизировать расходы
от простоев и неизвестного качества обслуживания другими способами или рискнуть и
выбрать иной вариант.
LOKO8374_pp.jpg

Экскаваторы.

Сейчас в линейке строительной техники представлена только одна машина 7-й серии —
PC400-7. В ближайшее время появится ее преемник PC400-8. С ним модельный ряд
выровняется до единого технологического уровня: у всех экскаваторов от PC130 до PC400
будет одна и та же кабина с одинаковыми органами управления и одной эргономикой, с
едиными узлами и компонентами, которые от модели к модели отличаются лишь габаритами,
но не устройством и формой.

PC400-7
 Сбалансированная машина по соотношению производительности,
энерговооруженности, потребления топлива и ремонтопригодности.
 Мощная гидравлика и высокие показатели усилия резания грунта на ковше и стреле
уравновешиваются высоким потреблением топлива.
 Это указывает на назначение экскаватора: самая тяжелая и интенсивная эксплуатация,
где не справляется другая техника.
 Топливная система — гибрид рядного ТНВД и Common Rail. Большее потребление
топлива, но меньшая требовательность к его качеству.

PC400-8
 Сохранил все ключевые показатели 7-й серии по энерговооруженности и мощности.
 Все нововведения — это технические решения, испытанные на PC300-8M0 и PC200-
8M0:
— новая кабина с меньшим уровнем шума, большим пространством для оператора, климат-
контролем и улучшенной защитой (ROPS);
— многофункциональный ЖК-монитор, как на всех экскаваторах и бульдозерах Komatsu
последней серии;
— улучшенная гидравлическая система с дополнительными электромагнитными клапанами,
которые подстраивают работу станции под выбранный режим. Более 10 режимов вместо 3;
— двигатель с системой Common Rail;
— современная система мониторинга KOMTRAX Step-4.

Бульдозеры.

Среди бульдозеров со сцены сходит D155A-5, его заменяет D155AX-6. D63E-12 заменит
D61EX-23M0, роль D85EX-15R и D85ESS-2A достанется D65EX-16. Линейку тяжелых
бульдозеров продолжат современные модификации моделей D275 и D375. Единообразное
устройство (вплоть до клапанов и небольших компонентов) и системы управления будут у
бульдозеров в классе до 20 т (гидростатические 37-й, 39-й и 61-й) и в классе от 20 до 50 т.

D155A-5
 Не требователен к топливу.
 Нет электронно-управляемых агрегатов — можно обслуживать без специальных
технических средств силами самого предприятия и часто прямо на месте, где он
эксплуатируется.
 Много тягового усилия теряется при повороте, при движении с неравномерной или
малой нагрузкой.

D155AX-6
 Система электронного впрыска Common Rail: больший КПД, меньший удельный
расход топлива, возможность внешнего контроля за работой двигателя и его
обслуживанием (KOMTRAX).
 Гидростатическая система поворота (HSS): бульдозер может даже при неравномерной
нагрузке на отвале поворачивать плавно и быстро, не теряя тягового усилия.
 Улучшенная защита кабины, больше внутреннего пространства для машиниста.

Фронтальные погрузчики.

 Погрузчики 3-й серии массово заменяются на машины 6-й серии. Для рынка СНГ это
эволюционный скачок через одно поколение техники. В новых машинах Komatsu применили
тот же принцип единообразного устройства модельного ряда (с разницей лишь в масштабах).
WA320-6 сменил гидромеханическую трансмиссию модели 3-й серии на гидростатическую и
тем самым перешел в «младшую» категорию погрузчиков (WA200, WA250 и WA150). Среди
самых популярных моделей на замену WA420-3 пришел WA430-6.

WA420-3
 Нет автоматики и электронно-управляемых систем — это большая выживаемость
техники в агрессивных средах (например, в соляном тумане).
 Прост в ремонте.
 Двигатель с ТНВД удобен в обслуживании и малотребователен к топливу, но менее
экономичен, чем современные решения.

WA430-6
 Полностью новая архитектура машины (по сравнению с 3-й серией) во всем: от
кабины до компонентной базы.
 Двигатель с Common Rail вместо рядного ТНВД: меньше расход топлива, меньше шум
в работе.
 Новый поршневой насос переменной производительности плюс система CLSS
ускоряют работу гидравлики и экономят топливо.
 Больше скорость передвижения: до 38 км/ч вместо 34 км/ч у погрузчика 3-й серии.
 Меньше шум в кабине: 74 дБ (A) (это звуковое давление от громкого разговора рядом)
вместо 80 дБ (A) в 3-й серии (это громкость мотоцикла с глушителем).
 Кабина смонтирована на вязкостных опорах, ROPS/FOPS оригинальной конструкции
Komatsu. Двигатель, вентилятор с гидравлическим приводом и гидронасосы
смонтированы на резиновых опорах.
 Уменьшение вибронагруженности и шума означает большую производительность
труда оператора.
shutterstock_761906914_pp.jpg