Статьи
Почему операторы предпочитают Komatsu
01.04.2022

Почему операторы предпочитают Komatsu

О спецтехнике обычно рассказывают ее владельцы, специалисты дистрибьюторов, сервисные инженеры. Но за кадром остается голос тех, кто работает на экскаваторах и самосвалах Komatsu каждый день по 8–10 часов. А ведь от того, насколько техника производительна, послушна и надежна, зависит доход оператора, а иногда и его жизнь. Приведем рассказы троих героев: оператора горного 90-тонного самосвала Komatsu HD785-7, который уже семь лет трудится на крупнейшем месторождении золота в СНГ, оператора 40-тонного экскаватора PC400-7, пять лет отработавшего на строительстве порта Сабетта на берегу Карского моря, и оператора 30-тонного PC300-8, который строит коммуникации и городскую инфраструктуру в сложных условиях. 

Screenshot_14.jpg

Заур Саидов, оператор Komatsu PC400-7

«Для меня работа оператора — дело наследственное. Отец в Советском Союзе был экскаваторщиком канатного драглайна в песчаных карьерах, и от него я получил первые уроки. Потом прошел обучение в техническом институте и уехал работать на Север. Сначала к экскаватору меня не подпустили, но я не сдавался: учился, наблюдал, подменял опытных операторов на час-другой. Наконец начальство заметило, что я освоил работу с техникой, и закрепило за мной машину.

Пять лет я отработал на строительстве порта Сабетта (в рамках проекта «Ямал-СПГ». — Прим. ред.). Здесь моим самым надежным помощником был экскаватор Komatsu PC400-7. Мы готовили всю инфраструктуру: строили погрузочный терминал, копали котлованы под здания, готовили площадки для техники, возводили береговые сооружения. Для возведения дамбы нужно было заехать на экскаваторе в море — другой техники для выполнения этой задачи не было. Решили рискнуть, и Komatsu не подвел. Представьте: температура ниже –30 °C, PC400 стоит в море почти под поворотный круг и собирает каменные булыжники и глыбы льда. Техника справлялась, без сбоев и повреждений работая на морозе в холодной воде.

В воде в Сабетте очень много приходилось работать: кроме дамбы, мы строили временный причал, чтобы порт мог принять первый корабль. Готовили этот торжественный момент одни экскаваторы Komatsu. Другие бы и не справились. Конечно, мне и другим операторам повезло, что Карское море в районе Обской губы практически пресное — я не знаю, как бы вела себя машина в соленой воде. А в тех условиях PC400 выдерживал все.

Был случай, когда нам пришлось работать почти при –60 °C. Видели, наверное, как в такую погоду замерзают и стоят вертикально даже заправочные шланги? А наша техника работала круглосуточно. Мы приехали на смену, сели в кабины, разогрели гидравлику, начали копать и даже не заметили, что за бортом –57 °C. Только через пару часов приехало начальство и распорядилось остановить работы.

На Севере PC400-7 — главный помощник. Он многое способен выдержать, и поэтому его используют подчас вместо другой техники. Например, когда летом или в межсезонье на участок не может пройти кран, PC400 спасает ситуацию. Он проходит туда, куда не добирается другая техника. А если грунт совсем топкий, то вытягиваем себя на ковше, находим ровный участок — и вперед. Если нужно копать вечную мерзлоту из целика, «четырехсотка» ее рвет, рвет и рвет: за пару часов делает тот объем, который другая техника делала бы пару дней. Машина помогала и когда нужно было отдохнуть при очень интенсивной работе: сделаешь большой объем за меньшее время, и у тебя есть возможность час-другой поспать, чтобы избежать ошибок от переутомления.

Но были моменты, с которыми PC400 в заводском исполнении не мог справиться. Например, когда работал на льду или на сильно промерзшем скользком грунте, гусеницы теряли сцепление с поверхностью и прокручивались. Экскаватор просто стоял на месте. Тогда я посоветовал нашим механикам приварить шипы к башмакам. Нарезали арматуру на куски по 5–6 см и наварили по три отрезка на каждый сегмент. Конечно, есть другой способ — подсыпать грунт под гусеницы, но не всегда это возможно: глина промерзшая, чтобы выбрать такой грунт, нужна опора, а гусеницы прокручиваются. Так и стали использовать зимой шипованные башмаки». 

Screenshot_15.jpg

Андрей Морозов, оператор Komatsu HD785-7

«Я уже 7 лет работаю в руднике оператором самосвала Komatsu HD785-7, и мне другой машины не надо. Почему? Она очень отзывчивая и довольно маневренная для 90-тонного самосвала. За рулем Komatsu я уверен, что выйду из самого трудного положения. Например, когда твоя дорога — это жидкая грязь, под которой лежит лед, то, выжимая тормоз, на любой другой машине легко уйти в занос, ее разворачивает и закручивает. Но с моим самосвалом Komatsu такого ни разу не случалось.

В нашем карьере есть и другие машины — более простые. И я не хотел бы на них работать. У них хуже обзор, что небезопасно, а в кабине Komatsu идеальный обзор, я полностью контролирую обстановку. И за рулем самосвала HD785-7 я больше зарабатываю. Когда твоя техника непредсказуема и внезапно встает, ты же просто не можешь работать, ждешь ремонта и теряешь деньги. Komatsu не из таких, это надежная машина, которая останавливается только для планового обслуживания. Еще один момент: я избегаю штрафов благодаря установленному в самосвале бортовому компьютеру. Он отслеживает работу техники и предупреждает водителя об ошибках, а также записывает все его действия и параметры машины. Эти записи начальство использует для оценки работы водителей и дальнейшего обучения. Если очевидно, что ты эксплуатировал машину с ошибками, тебе назначают штраф. Но шансы быть оштрафованным на менее продвинутой технике гораздо выше: если она неудобна в работе, то легко допустить ошибку, при этом нет мгновенной системы предупреждения.

Во многом эффективность и безопасность управления машиной, к какому бы бренду она ни принадлежала, зависят от твоего опыта и знаний. Когда я только начинал здесь работать, мне многое объяснил сервисный инженер от официального дистрибьютора. Он обучил всех операторов управлению техникой и правильным действиям в различных ситуациях, даже внештатных. Объяснил, как реагировать на сигналы об ошибках, которые высвечиваются на мониторе, и не подвергать машину лишним нагрузкам. Впрочем, многие вещи, о которых предупреждал инженер и о которых написано в инструкции по эксплуатации, так и не случились с этой машиной. Например, согласно инструкции нельзя разгружаться на уклонах больше определенного градуса — в опасной ситуации на мониторе сразу высвечивается значок предупреждения. У меня таких предупреждений никогда не было, хотя часто приходится работать на довольно крутых уклонах. Просто Komatsu справляется. Я же спокойно выполняю свои задачи, потому что знаю, что машина предупредит меня об опасности, а не перевернется внезапно.

Самое главное, что я хотел бы сказать о HD785, — за рулем Komatsu чувствуешь себя человеком. Работать на этом самосвале выгодно и легко».

Screenshot_13.jpg

Арман Назаров, оператор PC300-8

«Мой опыт оператора — 10 лет, но только год я работаю на экскаваторе Komatsu PC300-8. Строю дороги и другую городскую инфраструктуру. Прокладка коммуникаций, водопровода, канализации — здесь нужна точность работы до сантиметра. И PC300-8 подходит для таких задач, это удивительно послушная машина. Малейшее прикосновение к джойстику передается на рабочий орган. Сейчас у меня вместо ковша установлен рыхлитель, и работать надо одновременно и аккуратно, и мощно — на старой, еще советских времен дороге, где под слоем грунта остатки асфальтового полотна с щебнем и все промерзло почти на метр, а рядом проложены городские коммуникации — их нельзя задеть. На колесном экскаваторе, на котором работал раньше, я бы эту задачу выполнить не смог: там, если чуть с опозданием опустил оборудование, получаешь выход с силой и машину тащит. Komatsu тоже мощный, но достаточно выбрать правильный режим — и можешь спокойно и уверенно работать. Органы управления расположены так, что я совершаю минимум движений. Никакой суеты. Работаешь быстро и не задумываясь, потому что все под рукой и продумано до мелочей.

На точность PC300 не влияет даже мороз. Другой экскаватор реагирует неровно в –20 °C и ниже, пока гидравлическая масса не набрала нужную температуру. Стрела и рукоять двигаются, словно рывками, или с запозданием реагируют на движения джойстика. У Komatsu оборудование не «засыпает» во время операции, он ровно работает и с хорошо разогретой гидравликой, и «на холодную», после минимальной «разминки».

Очень понравилось грамотное размещение зеркал и функции освещения. Несколько сферических зеркал стоят по умолчанию. Заднее освещение включается автоматически вместе с рабочим светом. В городе это первая необходимость. На других машинах приходилось самим тянуть провода, чтобы сделать подобную схему освещения.

Летом 2018 года работал над крупным проектом в Павлодарской области. За 3 месяца мы должны были протянуть водопровод вдоль берега Иртыша. Норма на машину — по 240 м труб в день. Проектная глубина укладки трубы — 3,2 м. Грунтовые воды начинались на глубине 2 м. Спасали скорость работы, объем ковша и надежность машины. Несколько экскаваторов сошли с дистанции: у одних рвались шланги, другие не успевали уложить трубу, пока траншея не заполнилась водой. Пока они под одну трубу раскопали траншею, я на PC300 уже под три трубы траншею выкопал, уложил сами трубы и присыпал их грунтом.

Обслуживая экскаватор, я не устаю удивляться, насколько PC300-8 удобно спроектирован. Например, воздухозаборник в нем расположен в машинном отделении — в любой пыли фильтр забивается гораздо меньше. У всех других экскаваторов воздухозаборник снаружи. Или такая деталь — шприц для смазки. На прочей технике у всех он валяется где угодно и всегда в грязи. В Komatsu сделали для него специальный держатель: шприц всегда чистый, и его не нужно искать. Все продумано».