Статьи
11.05.2021

Как использовать систему мониторинга KOMTRAX, чтобы снизить себестоимость продукции

1.jpg
Если вы посмотрите на общероссийскую статистику эффективной загрузки машин Komatsu, то увидите любопытные вещи.

2.png

Данные охватывают все проданные и эксплуатируемые машины по состоянию на 15.12.2017.


Эффективная загрузка достигает максимум 52,57 %, то есть машина половину рабочего времени работает на холостом ходу или простаивает. Если посмотреть на аналогичные показатели в Европе, то там эффективная загрузка в среднем достигает 75 %, а в северных странах — 65–75 %.

Что все эти цифры означают? То, что, приобретая дорогостоящую технику, они окупают ее за больший срок, чем иностранные компании. При этом из стоимости техники, фонда оплаты труда, расходов на эксплуатацию и ремонт машины складывается себестоимость продукции. Но из учебников экономики нам всем известно, что чем ниже ниже себестоимость, тем конкурентнее цена продукции и выше прибыль предприятия. Простая математика. Компании теряют миллионы на простое техники и сжигают тонны топлива на холостом ходу, даже не пытаясь исправить ситуацию. Возможно, потому что руководители не видят всю картину. Система мониторинга KOMTRAX, которая установлена на машинах Komatsu, как раз решает эту проблему, предоставляя руководству компаний и главным инженерам подробную информацию о работе парка техники. Бесплатно и беспристрастно.

Видео про KOMTRAX Komatsu Australia


Мы покажем на реальных примерах из нашей практики, как, опираясь на данные KOMTRAX, российские компании могут сократить эксплуатационные расходы.

История первая

На холостом ходу сидели

Наибольший процент холостого хода по статистике демонстрируют регионы с холодными и продолжительными зимами — ХМАО и ЯНАО, а также жаркий Краснодарский край, где, видимо, операторы не глушат машину, чтобы в прямом смысле прохлаждаться в кабине с работающим кондиционером.

Время работы двигателя на холостом ходу

3.jpg

У нас есть клиент с крупным парком машин Komatsu в ХМАО. По данным KOMTRAX, при 30%-ной загрузке парка компания несет огромные расходы на топливо, потому что остальное время машины работают вхолостую. Специалист «КОМЕК» выехал на место эксплуатации техники, изучил производственную цепочку и понял, что изменить ее, чтобы увеличить время эффективной загрузки, не получится, да и ни к чему — имеющиеся мощности предприятия не способны «переварить» рост производства. Клиент работает с машинами Komatsu, исполненными в арктической комплектации, поэтому завести их даже при лютом морозе не проблематично, а значит, двигатель можно останавливать. Вывод: топливо расходуется только на обогрев операторов.

Мы нашли решение

Просто предложили установить в кабинах автономные обогреватели. Теперь операторы глушат двигатель и не мерзнут, потребление топлива резко сократилось. Компания экономит миллионы рублей, и не только на топливе, ведь в холостом режиме двигатель амортизируется и так или иначе статистика по наработке растет. Через 500 моточасов — техобслуживание, замена фильтров, а это тоже расходы.

Чтобы понять, сколько вы теряете, когда машина работает на холостом ходу, сложите мощность своих машин и умножьте на 6 руб. Шесть рублей, или 10 центов, за лошадиную силу — это средние потери, рассчитанные нашими коллегами в Komatsu America на основе опросов владельцев техники, лизинговых компаний и сервисных подразделений.

Стоимость 1 часа работы вхолостую* = 6 руб. × Р (л. с.)

Пример

Экскаватор РС200-8M0, 141 л. с.
6 руб. × 141 л. с. = 846 руб/час работы вхолостую

Экскаватор PC400-7, 335 л. с.
6 руб. × 335 л. с. = 2010 руб/час работы вхолостую

Для средней строительной компании, владеющей шестью единицами техники среднего класса, при средней наработке машин 2000 м. ч. в год получим потери в сумме 8 501 760 руб. в год за время работы вхолостую.

Если ваш показатель эффективности далек от европейских 75 %, разберитесь в причинах длительной работы на холостом ходу, посмотрите отчеты системы по другим машинам в производственной цепочке. Например, вы можете увидеть, что экскаватор слишком долго стоит в ожидании следующего самосвала и нужно либо сократить плечо, либо поставить в цепочку еще один самосвал.

История вторая

Черная дыра

Машины Komatsu оснащены электронной системой управления двигателем, благодаря которой KOMTRAX может подсчитать расход топлива в течение дня, недели, месяца и всего периода владения. Система мониторинга измеряет давление и продолжительность впрыска, высчитывая, какое количество топлива поступило в двигатель. Этот показатель — один из основных, на которые должен обращать внимание руководитель парка.

Конечно, система измеряет расход топлива с погрешностью в пределах 10 %. Но иногда показания KOMTRAX отличаются от данных в бухгалтерии компании на 20–40 %. Однажды к нам обратился собственник экскаватора с жалобой на большой расход топлива. Мы вывели отчет. Нет, все соответствует норме, но вот что странно: клиент называет нам одни цифры, а KOMTRAX — другие. Например, по накладным в течение месяца было залито в бак 6 тонн топлива, а в отчете KOMTRAX отражен расход в 4 тонны за месяц. Куда делись 2 тонны? Мы тут же проверили машину, она была в порядке. А дальше действие разворачивалось, как в детективном сериале. Владелец устроил засаду на объекте. В два часа ночи к экскаватору подъехала машина с канистрами и оператор начал сливать топливо. Поймали его с поличным.

История третья

В режиме пофигизма

Система мониторинга KOMTRAX показывает владельцу техники пути сокращения издержек, главное — уметь эти пути увидеть. В отчетах системы отображаются режимы работы, которые выбирал оператор, сколько времени машина стояла, двигалась, с какой скоростью, сколько времени копала, если это экскаватор, и перемещала грунт. Анализ этих данных позволяет вовремя обнаружить ошибки в организации производственного процесса и в работе оператора.

Так, в очередном отчете, подготовленном для клиента, мы увидели преобладание мощного неэкономичного режима. Это означало, что или ошибается оператор, или неверно подобрана машина под задачу и здесь требуется более крупная и производительная техника.

Чтобы понять, что именно происходит, нужно смотреть на следующий важный показатель энергоэффективности — нагрузку на гидравлику. Она должна соответствовать выбранному режиму эксплуатации. Если нагрузка на гидравлику низкая, а оператор выбирает мощный режим работы двигателя, это влечет безосновательный перерасход топлива. Вывод: оператора нужно обучать работе с техникой и мотивировать экономить топливо.

История четвертая

Опять ремонт

Простои из-за поломок и высокие расходы на ремонт — еще одна головная боль российских эксплуатантов техники. Но, с умом используя систему мониторинга KOMTRAX, можно сократить вынужденные простои. Объясним, как это работает.

1. Обслуживание

KOMTRAX показывает наработку и сколько моточасов осталось до следующего ТО. Более того, в отчетах системы отражено, какие именно работы нужно будет провести. Видя эту информацию, сложно пропустить замену фильтра или масла.

В России недооценивают значимость ТО, но нужно наконец понять, что в текущих условиях эксплуатации (климат, некачественное топливо) игнорирование ТО влечет более глубокие проблемы, устранить которые будет намного дороже и сложнее, чем заменить топливный фильтр. Кстати, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда машина простаивает или пропускает плановое ТО просто потому, что эксплуатант не заказал вовремя расходники. Заглядывайте почаще в отчеты KOMTRAX. Эта система помогает соблюдать график плановых ТО и поддерживать высокий коэффициент технической готовности машин.

2. Превентивный ремонт

Не будем доказывать, что лучше устранить мелкую неисправность, чем позволить ей вырасти в большую проблему. Справиться с этой задачей помогает все та же система мониторинга KOMTRAX.

На дисплее в кабине оператора машины, в интерфейсе собственника и, наконец, в интерфейсе дистрибьютора система KOMTRAX сигнализирует о неисправности машины, если таковая возникла. Сначала мы видим желтый флаг и код ошибки. Если оператор продолжает работу и требуется срочное вмешательство, желтый флаг сменяется на красный — система кричит нам: «Внимание! Аварийная ситуация!» Мы дистанционно видим проблему, звоним собственнику и рекомендуем принять меры для устранения неисправности. Тут же согласовываем время ремонта или отправляем мобильную бригаду к месту эксплуатации. Например, очень часто KOMTRAX сигнализирует о снижении уровня антифриза. Если машину не остановить и не обслужить систему охлаждения, двигатель перегреется. Перегрев двигателя — это потеря гарантии и заявка на ремонт. KOMTRAX создана для контроля состояния машины и предупреждения таких критических ситуаций. Нужно лишь прислушиваться к сигналам системы.

4.png

Что еще умеет KOMTRAX

В зависимости от «интеллектуальности» машины, на ней устанавливается та или иная версия KOMTRAX. На последних моделях Komatsu работает новейшая версия KOMTRAX Step-4, которая умеет подсказывать оператору, что нужно сделать для экономии топлива. У Step-4 широкий функционал и более детализированный, чем у предыдущих версий, отчет по энергоэффективности. Количество переливов гидравлики, режимы работы, продолжительность работы в том или ином режиме и другие параметры дают детализированную картину эксплуатации машины и позволяют определить причины перерасхода топлива. Step-1, который стоит, например, на экскаваторе PC400, умеет показывать лишь местоположение машины и ее наработку.