Статьи
20.04.2021

Карьерные самосвалы с жесткой рамой

Карьерные самосвалы с жесткой рамой — классический вариант для транспортировки породы при разработке различных месторождений. В отличие от своих собратьев — шарнирно-сочлененных самосвалов (ADT), рамные «карьерники» передвигаются только по подготовленным технологическим дорогам, а погрузку и выгрузку ведут на специальных площадках с ровной поверхностью и плотным грунтом. Заметно проигрывая ADT по проходимости, они проще по конструкции, надежнее и в большинстве случаев дешевле при одинаковой грузоподъемности. В итоге использовать рамный самосвал при перевозке одинакового объема породы выгоднее, чем его шарнирно-сочлененный аналог.

ramniye_samosvaly.jpg

Четыре основных критерия выбора карьерного самосвала:
  • Грузоподъемность — основной параметр, влияющий на экономику работ. Ее излишек ведет к транспортировке «воздуха», а недостаточность — к перегрузке либо дополнительным рейсам, что в любом случае означает дополнительные эксплуатационные затраты.
  • Типоразмер техники, с которой самосвалу предстоит работать. Ошибка при подборе пары «самосвал — экскаватор» может привести к ситуациям, когда вместимости кузова не хватит, чтобы принять все содержимое ковша, либо, наоборот, экскаватору придется делать большее количество заходов для его наполнения.
  • Приспособленность к особенностям конкретного карьера. Крутизна технологических дорог, их ширина, радиусы поворотов, размеры разгрузочных площадок — любой из этих параметров может сделать эксплуатацию самосвала физически невозможной из-за недостаточной мощности двигателя или слишком больших габаритных размеров.
  • Оперативное сервисное сопровождение производителем. Даже один день незапланированного простоя самосвала неприемлем, так как приводит к цепной реакции: недозагруженной оказывается вся техника в цепочке транспортировки породы от места добычи до места переработки.
Группы карьерных самосвалов

Условно карьерные самосвалы, в зависимости от грузоподъемности, делятся на три группы:

  • малые — от 30 до 90 т (именно с ними конкурируют шарнирно-сочлененные самосвалы);
  • средние — от 90 до 180 т;
  • большие — от 180 до 300 т.

Есть уникальные экземпляры с грузоподъемностью 400 т и выше, но это исключение. Разнообразие в размерах, формах и вместимости кузовов однотипных «карьерников» у разных производителей не случайно. Дело в том, что модельный ряд техники ведущих брендов состоит не только из самосвалов, но и из экскаваторов, фронтальных погрузчиков, бульдозеров и тому подобных машин. Их рабочее оборудование также имеет свой уникальный типоразмер, поэтому каждый производитель создает всю линейку карьерной техники таким образом, чтобы при ее совместной работе достигались сокращение рабочих циклов и оптимальная производительность.

Характеристики карьерных самосвалов Komatsu

На российском рынке сегодня представлены 9 моделей карьерных самосвалов Komatsu с жесткой рамой: 3 модели грузоподъемностью до 90 т, 2 — грузоподъемностью от 90 до 180 т и 4 — грузоподъемностью от 180 до 300 т.

Высокая степень внутренней унификации позволяет выделить характерные особенности всего модельного ряда карьерных самосвалов Komatsu, влияющие на их эксплуатационные качества.

  • В местах высоких нагрузок широко используются отливные детали, составляющие до 45 % веса рамы. Такая технология помогает при необходимости варьировать толщину конструкции, применять большие радиусы в точках перехода для рассеивания нагрузок и переносить сварные соединения на менее нагруженные участки. Также в полностью сварной коробчатой конструкции главной рамы при соединении верхнего и боковых компонентов используется сварка встык без усиления, а опорный брус обеспечивает сварку с полным заполнением.
  • Кузова самосвалов имеют усиленную конструкцию, износостойкое покрытие (твердость по Бринеллю — 400) и оптимизированную форму, что помогает им выдерживать большие ударные нагрузки при загрузке скальной породы.
  • Для гарантированно высокого качества производимой техники Komatsu максимально использует оборудование собственного производства. Это касается и таких важных агрегатов, как двигатель и трансмиссия. Моторы Komatsu известны сочетанием высокой мощности при хорошей топливной экономичности с низким уровнем токсичности. Хорошим помощником в этом служит система выбора режимов работ с автоматической регулировкой оптимальной мощности (VHPC).
  • Минимизировать влияние на рабочий процесс квалификации оператора (неправильный выбор передачи может привести к повышенному износу и даже к поломке силовой установки) и повысить комфортность работы помогают полностью автоматические коробки передач К-ATOMiCS с системой плавного переключения, которые устанавливаются на карьерные самосвалы Komatsu с гидромеханической трансмиссией.
  • Высокая маневренность и небольшой радиус поворота достигаются за счет применения в системе передней подвески «МакФерсон» стоечного типа специальной А-образной рамы между каждым колесом и основной рамой.
  • Учитывая такие особенности работы карьерных самосвалов, как частое движение с полной нагрузкой по уклонам различной крутизны, Komatsu уделяет огромное внимание тормозной системе. Многодисковые маслоохлаждаемые тормоза мокрого типа большой мощности исключают применение пневматической системы. Защищенные от попадания влаги и грязи, они обладают повышенным ресурсом и не требуют регулировок по мере износа, что повышает надежность и снижает затраты на техническое обслуживание. Также оператор может их использовать в качестве быстросрабатывающего устройства замедления при передвижении под уклон. Система автоматического замедления скорости ARSC путем подтормаживания всех четырех колес способна поддерживать постоянную скорость при спуске в диапазоне от 9,6 до 56 км/ч с точностью до ±1,6 км/ч, тем самым исключая неконтролируемый набор скорости. Компания Komatsu первой стала использовать в строительных машинах антиблокировочную тормозную систему (ABS), предотвращающую блокировку колес на скользком покрытии и вызывающую их пробуксовку при использовании рабочих тормозов.

Виды карьерных самосвалов Komatsu

«Карьерники» Komatsu HD325-7, Komatsu HD405-6 и Komatsu HD465-7R — самые маленькие представители линейки рамных самосвалов Komatsu в России. Но, несмотря на свои скромные размеры, по современности технической «начинки» они не уступают более крупным собратьям, а в маневренности и ремонтопригодности превосходят их.

HD405_6.jpg

Модель

     Грузоподъемность, кг       

         Вместимость кузова, м3      

           Двигатель             

  Мощность, кВт (л. с.)   

Komatsu HD325-7

36 500

24

SAA6D140E-5

371 (334)

Komatsu HD405-6

41 000

27,3

SAA6D140E

364 (488)

Komatsu HD465-7R

55 000

34,2

SAA6D170E-5

533 (715)


Komatsu HD785-7 и Komatsu HD1500-7 — самосвалы грузоподъемностью от 90 000 до 180 000 кг — промежуточное звено модельного ряда. Хотя на них уже применяются 12-цилиндровые двигатели, мощность которых переваливает за 1000 л. с., привод здесь по-прежнему механический, а 7-ступенчатые автоматические коробки передач собственного производства.

HD785.jpg

Модель

     Грузоподъемность, кг       

         Вместимость кузова, м3       

           Двигатель              

  Мощность, кВт (л. с.)   

Komatsu HD785-7

91 000

60

SAA12V140E-3

879 (1178)

Komatsu HD1500-7

141 000

78

SDA12V160

1109 (1406)

Самосвалы грузоподъемностью свыше 180 000 кг относятся к серии E: Komatsu 730E-8, Komatsu 830E-1AC, Komatsu 860E-1K и Komatsu 930E-4. Главная особенность этих моделей — применение электропривода. Мотор-колеса фирменной конструкции могут развивать высокий крутящий момент и поддерживать максимальные обороты даже при полной нагрузке. Благодаря этому поддерживается высокая средняя скорость передвижения, соответственно, сокращается время рабочего цикла и растет производительность.

730e-8.jpg

Модель

     Грузоподъемность, кг       

         Вместимость кузова, м3      

           Двигатель             

  Мощность, кВт (л. с.)   

Komatsu 730E-8

183 700

111

SSA16V159

1388 (1860)

Komatsu 830E-1AC

221 600

147

SDA16V160

1761 (2360)

Komatsu 860E-1K   

254 000

169

SSDA16V160

1902 (2550)

 

Komatsu 930E-4

292 000

211

SSDA16V160

1902 (2550)


Komatsu уделяет большое внимание обеспечению бесперебойной работы самосвалов. Помимо использования агрегатов и узлов высокого качества только собственного производства и применения таких устройств, как автоматическая система смазки Lincoln на базе микропроцессора, на «карьерниках» устанавливается общая информационная система контроля за состоянием машины (VHMS) со встроенным взвешивающим устройством (Payload Meter). Она не только выводит на экран дисплея оператора в режиме реального времени эксплуатационные данные о работе основных агрегатов (температура масла в двигателе, температура выхлопных газов и т. д.), но и собирает и хранит их, помогая при возникновении неисправности быстро обнаружить источник проблемы. Система контроля за состоянием машины (VHMS) имеет функцию удаленной связи Orbcomm, что позволяет постоянно контролировать данные об условиях работы машины (расход топлива, коэффициент нагрузки на двигатель и т. д.) и оперативно корректировать рабочий процесс вплоть до отстранения от работы самосвала, чьи параметры не соответствуют норме.

Более подробную информацию о карьерных самосвалах Komatsu вы найдете на нашем сайте:

https://www.komek.kz/catalog/samosvaly/