Статьи
17.06.2021

Можно ли обмануть систему KOMTRAX Komatsu

Большинство машин Komatsu снабжены встроенной системой удаленного мониторинга KOMTRAX, которая представляет важные данные о состоянии техники для повышения эффективности ее работы.

Основной функционал:

·          Мониторинг – система позволяет получать данные о времени работы машин, производительности, расходе топлива, выдает подсказки и рекомендации по энергосбережению.

·          Управление парком – сводные данные по всей технике, отслеживание местоположения каждой машины на карте, уведомления о передвижении техники, функция определения зоны пребывания машин.

·          Контроль состояния машин – технические предупреждения для эффективного планирования техобслуживания и уведомления безопасности о серьезных неисправностях, позволяющие избежать дорогостоящих ремонтов.

Система KOMTRAX Komatsu в удобном формате предоставляет максимально полную информацию об эксплуатации машин, благодаря чему можно снизить эксплуатационные затраты и добиться работы техники с максимальной производительностью.

Данные с системы передаются посредством сотовой или спутниковой связи на сервер в Японии, доступ к этой информации имеют владелец техники, сервисная служба дистрибьютора и непосредственно производитель Komatsu.

Бывали ли на практике попытки обмануть систему?

По сути, KOMTRAX Komatsu информирует владельца техники обо всем, что происходит с машиной. Естественно, нечистые на руку работники иногда пытаются схитрить и обмануть систему, чтобы скрыть халатность или воровство.

Если человек не разбирается в электронике, вредительство в основном проявляется в поломке антенны сотовой связи или перерезанных проводах, и это похоже на то, что с машиной просто нет связи.

При более глубоких познаниях возможно более серьезное вмешательство в систему, например, ее отключение с монитора через сервисное меню путем введения пароля, найденного в интернете. Все выглядит так, словно система работает, но передаются неполные данные.

Чтобы более-менее грамотно обмануть систему KOMTRAX Komatsu, нужны серьезные электротехнические знания. Поэтому чаще всего происходят мелкие обманы по расходу топлива, так как продажа горючего – легкий способ подзаработать.

KOMTRAX Komatsu считает расход топлива исходя из данных контроллера двигателя с учетом того, на какое время открылась форсунка, какое было давление и обороты двигателя. Фактическое значение может отличаться от расчетного. Это связано с режимом работы, качеством топлива, исправностью топливной системы.

Когда топливо подается на форсунку, часть его сбрасывается в обратку. Это никак не фиксируется системой KOMTRAX Komatsu, так как в норме предполагается, что топливо обратно поступит в бак. Однако умельцы используют этот момент и сливают обратку не в бак, а в другую емкость для последующей продажи.

Почему и как часто случаются попытки обмана?

Все зависит от владельца техники и условий работы у него. Например, клиенты из северных регионов часто используют вахтовый метод работы. Люди постоянно меняются: месяц работает один оператор, месяц – другой… Кто-то может вообще не вернуться, поэтому не особо заботится о состоянии техники, живет сегодняшним днем. Для безответственного работника разовый заработок путем обмана может оказаться ценнее, чем долгосрочное взаимодействие с работодателем.

Когда машина работает круглые сутки, она сжигает примерно пару тонн топлива. Украденные из этого количества 100 литров не особо заметны. Перепродав это топливо даже за полцены, допустим, по 20 рублей за литр, человек получит «левые» 2000 рублей.

ком 2.jpg

С небольшими кражами в основном приходится сталкиваться организациям, где наблюдается низкая мотивация работников и отсутствие заинтересованности в длительном сотрудничестве.

Если рассматривать систему KOMTRAX Komatsu как защиту от глобальных хищений при большом парке техники, она помогает эффективно выявлять нарушения и не допускать обман. Было немало случаев, когда клиенты вели учет топлива по привычной, ранее принятой у них системе, а при сравнении с данными KOMTRAX Komatsu цифры оказались другими. Выяснение причин несоответствия показало, что машины по факту потребляют намного меньше топлива – старая система была пересмотрена, расходы снизились.

Как защититься от обмана?

Есть всего два метода защиты:

1.       Создать условия, не способствующие воровству.

2.       Усилить контроль, в том числе за счет использования дополнительных технических средств.

 

В первом случае главную роль играет человеческий фактор. Когда клиент серьезный, условия работы хорошие и оплата труда достойная, люди заинтересованы в долговременном сотрудничестве, они ценят свои места и не опускаются до мелкого воровства.

Если идти по пути усиления контроля, можно купить дорогую систему с высокой абонентской платой, которая будет замерять фактический расход топлива с помощью специальных датчиков. Обоснованность такой технической подстраховки – вопрос экономической целесообразности.

Наша цель – предоставить клиенту бесплатный функционал контроля топлива, местонахождения машин, режимов работы и неисправностей. Система KOMTRAX Komatsu приобретается вместе с машиной как полезная опция, которой можно бесплатно пользоваться на протяжении 10 лет.

Как реализована передача данных KOMTRAX Komatsu?

По умолчанию система KOMTRAX Komatsu отправляет данные один раз в сутки. Смена считается законченной в 1:00, примерно в это же время пакет данных по каждой машине отправляется на сервер.

На данный момент для передачи данных используется сотовая или спутниковая связь, плюс должен быть подключен аккумулятор.

·          Если установлена система с передачей данных по сотовой связи, для их отправки машина должна находиться в зоне действия сети. В случае выхода из этой зоны данные и сигналы о возможных неисправностях с кодами ошибок будут переданы, как только машина снова окажется на связи.

·          Если используется система со спутниковой передачей данных, связь есть практически в любой точке земного шара, – главное, чтобы машина находилась под открытым небом, а не стояла в ангаре.

Главный плюс введения спутникового отслеживания – увеличение зоны покрытия. С такой системой даже карьерная техника способна беспрепятственно передавать данные, что невозможно посредством сотовой связи. Но есть и обратная сторона медали – передача данных через спутник пока еще достаточно дорогая, и подобные системы устанавливаются не на все машины.